В это трудно поверить, но спустя 24 часа после того, как один портал новостей обрушился с атакой на Свидетелей Иеговы, Прокуратура Латвийской Республики объявила о проведении проверки, направленной на возможное «прекращение деятельности» этой организации в «лучших» российских традициях.
Массимо Интровинье
Read the original article in English.

Сегодня все демократические страны всячески стараются подчеркнуть, как сильно они отличаются от России. Говоря о нынешнем кризисе, постоянно речь заходит о моральных ценностях, а не только о международных соглашениях. Сейчас подходящий исторический момент, особенно для стран Европейского Союза, поразмыслить над тем, насколько драгоценны, и одновременно хрупки, такие ценности, как демократия и права человека. Религиозная свобода — это одно из основных прав человека. Позиция Патриарха Русской Православной Церкви (РПЦ) Кирилла, который поддержал войну, приводя богословскую мотивацию, как и подавление свободы вероисповедания в Донецкой и Луганской псевдо-республиках, неоднократно воспринимались как тревожные звонки, предупреждающие остальной мир об опасностях российского представления о «духовной безопасности», в рамках которой все остальные религии, кроме РПЦ, лишены права свободно действовать и заниматься прозелитизмом.
НГО, занимающиеся вопросами свободы религии, приводят “ликвидацию” Свидетелей Иеговы в России в 2017 году как ярчайший пример попрания Российской Федерацией Европейской конвенции по правам человека и содержащегося в ней принципа свободы религии и вероисповедания. 17 декабря 2021 года, примерно за два месяца до войны в Украине, Государственный департамент США выступил с резким заявлением против «нарастающего притеснения Свидетелей Иеговы в нескольких странах». Вместе с Соединенными Штатами заявление подписали 11 других стран, в том числе члены Евросоюза Дания, Нидерланды, Греция, Польша, Словакия, Латвия и Литва, а также Украина, Великобритания, Австралия и Бразилия. Не удивительно, что среди сторон, подписавших документ, оказались Украина, Латвия и Литва — страны, у жителей которых еще свежи в памяти репрессии и подавление свободы религии советского периода.
Казалось бы, сейчас самое неподходящее время для любой демократической страны, и особенно для стран Восточной Европы, напрямую подверженных российской угрозе, следовать примеру России и грозить запретом организациям религиозных меньшинств, в частности, Свидетелям Иеговы. Тем не менее, как бы неправдоподобно это ни звучало, 30 марта 2022 года, в самый разгар войны в Украине, Прокуратура Латвийской Республики выпустила пресс-релиз, в котором утверждается, что существует «основание для вывода, что деятельность «Свидетелей Иеговы», возможно, противоречит Конституции и иным нормативным актам, их деятельность, возможно, угрожает общественному порядку, здоровью и нравственности людей». Соответственно, 30 марта 2022 года «резолюцией исполняющего обязанности генерального прокурора» было дано распоряжение провести «проверку соответствия деятельности Свидетелей Иеговы требованиям нормативных актов». Еще до начала проведения упомянутой проверки в пресс-релизе заявлялось, что деятельность религиозной организации может быть «прекращена», если она противоречит Конституции Латвии.

Обосновывая это поразительное заявление, прокуратура отметила, что 28 и 29 марта 2022 года портал новостей TVNET опубликовал эмоционально окрашенные истории «отступников», покинувших организацию Свидетелей Иеговы. Однако исследователи, занимающиеся этими вопросами, пришли к выводу, что «рассказы ужасов», которыми делятся отступники, можно считать особым литературным жанром, в центре которого религиозные разногласия, и предостерегают не относиться к ним с излишнем доверием.
И да, приведенные даты — не опечатка. 28 и 29 марта TVNET опубликовал «рассказы ужасов» отступников, а уже 30 марта резолюцией прокуратуры было дано распоряжение провести проверку. Обычно, даже если в сенсационных сообщениях СМИ рассказывается о якобы произошедшем убийстве или о вопиющей коррупции в политических кругах, правоохранительным органам требуется некоторое время для установления фактов, без сомнения, более 24 часов. Одно возможное объяснение заключается в том, что правосудие в Латвии вершится с молниеносной скоростью, в темпе, которому должен позавидовать весь мир, и что исполняющему обязанности прокурора было достаточно беглого взгляда на две статьи в СМИ, чтобы слепо поверить выдвинутым в них обвинениям и немедленно решиться на серьезные шаги. Другое объяснение — публикации TVNET были согласованы с прокуратурой; в этом случае и статьи, и официальная резолюция были двумя частями заранее разработанного единого плана действия, целью которого является нападение на Свидетелей Иеговы.
Еще более удивительным во всей этой истории является то, что произошедшее в Латвии — это классический пример действий, осужденных в сообщении комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) как составной части типичного российского авторитарного механизма. Такие действия демократические страны обязаны осуждать, но никак не подражать им. USCIRF — это независимая, двухпартийная комиссия федерального правительства США, образование которой было предусмотрено в принятом в 1998 году международном законе о свободе вероисповедания. Ее комиссары назначаются президентом США и лидерами обеих политических партий в конгрессе.
Согласно сообщению USCIRF, сначала в СМИ публикуются сенсационные истории (часто основанные на рассказах, вымышленных или нет, бывших членов, ставших отступниками) с целью убедить население, что определенные религиозные меньшинства являются зловещими «тоталитарными сектами». Когда общественное мнение в достаточной степени подверглось обработке, государственные структуры, которые в большинстве случаев сами же и были зачинщиками кампании, объявляют, что они, прислушиваясь к требованиям граждан, вводят законы против «тоталитарных сект». Как указывается в сообщении USCIRF, после одной такой кампании российские власти заявили, что «”тоталитарные секты” “растут как грибы” и “представляют особую угрозу для общества, для людей”, поэтому необходимо подумать о совершенствовании нормативно-правовой базы работы на этом направлении». Российским политиком, выступившим с этим заявлением, был никто иной как Владимир Путин.
Сверхбыстрая последовательность событий, когда одна за другой и на латышском, и на русском языках появились статьи в TVNET, а потом последовали резолюция и пресс-релиз Прокуратуры Латвийской Республики, в точности повторяет путинскую модель. В первой статье, в первом же абзаце, заявляется, что Свидетели Иеговы — это «тоталитарная секта» (кстати, это определение придумано российскими антикультистами и не используется в международной научной литературе) и что TVNET публикует «серию статей», доказывающих это утверждение, предоставляя слово «бывшим «свидетелям»» и «экспертам». Под «экспертами» TVNET подразумевает антикультистов, а под «бывшими членами» — «отступников». Как объяснялось в серии статей в ресурсе Bitter Winter, «отступник» — не то же самое, что «бывший член». Лишь небольшое количество тех, кто покидает религиозную организацию, становятся «отступниками», т.е., воинствующими противниками религий, которые они оставили. Очевидно, что рассказы отступников предвзяты и ни в коем случае не могут служить единственным или главным источником информации о какой-то религии.
Первая статья рассказывает об активном латвийском отступнике Янисе Фолкманисе. Он сравнивает методы Свидетелей Иеговы с советской и нацистской пропагандой и утверждает, что Свидетели Иеговы занимаются психологическим манипулированием. Эти обвинения, похоже, коренятся в псевдонаучном и дискредитировавшем себя понятии «промывания мозгов», отвергнутого и в недавнем решении Европейского суда по правам человека по делу, связанному со Свидетелями Иеговы, а также в так называемой «бомбардировке любовью» — практике, которую когда-то использовала Церковь объединения, корейское новое религиозное движение, чтобы потенциальные адепты почувствовали, что в группе к ним проявляют любовь и принимают. Антикультисты часто используют это выражение, подвергая критике все «секты».

Фолкманис с одобрением отмечает, что «в России СИ признаны экстремистской организацией, деятельность которой в государстве запрещена», и использует стандартный российский аргумент, что Свидетели Иеговы являются «экстремистами», поскольку считают, что «они – единственная истинная религия». Тот факт, что существует бесчисленное количество текстов других религий, включая Русскую Православную Церковь, утверждающих в точности то же самое относительно собственной религии, по всей видимости, Фолкманису неизвестен. Помимо обычного перечня обвинений, встречающихся в антикультовой литературе, Фолкманис настаивает, что Свидетели Иеговы собирают огромные средства и, по сути, являются «транснациональной финансовой корпорацией». Это звучит странно, если принять во внимание финансовые механизмы, наделяющие несравненно бо́льшими финансовыми ресурсами Русскую Православную Церковь в России и другие христианские церкви в некоторых странах Евросоюза.
Аргумент, которым Фолкманис старается особенно впечатлить читателей и, возможно, Генерального прокурора, — Свидетели Иеговы якобы скрывают случаи педофилии и половых преступлений вместо того, чтобы сообщать о них. Во второй статье это утверждение повторяют две другие отступницы, одна из которых мимоходом упоминает о том, что исключенные бывшие члены лишаются социальных контактов, а также о том, что учения об эсхатологии и о конце света создают психологически опасное эмоциональное состояние среди Свидетелей Иеговы. Исследователи милленаризма с этим не согласны. Они отмечают, что приверженцы религий, в учениях которых подчеркивается эсхатология, часто побуждены следовать высоким нравственным нормам и вносить вклад во благо общества. Как бы то ни было, эсхатологические интересы отнюдь не уникальны для Свидетелей Иеговы: в 2020 году 29 процентов взрослого населения США считали вероятным, что апокалиптические катастрофы наступят во время их жизни.
Что касается сексуальных домогательств, все три отступника не скрывают, что бо́льшую часть информации почерпнули из интернет-источников, причем, естественно, исключительно из ресурсов, отрицательно настроенных по отношению к Свидетелям Иеговы. Только Фолкманис упоминает дело более чем двадцатилетней давности, в котором он участвовал лично: женщине, письменно обвинившей своего брата в сексуальном насилии, якобы было сказано не сообщать об этом властям. Конечно, мы имеем об этом свидетельство лишь самого Фолкманиса, и я не удивился бы, если бы при тщательном исследовании оказалось, что это утверждение лишено всяких оснований, как это не раз выяснялось в других подобных случаях, касающихся Свидетелей Иеговы, в разных странах.
Bitter Winter опубликовало серию статей про сексуальное насилие среди Свидетелей Иеговы, и в ней разбиралось и сообщение Королевской комиссии Австралии, которое цитируют все отступники, давшие интервью TVNET. Профессор Холли Фолк в одной из наших статей обсуждала недостатки этого сообщения.
Впрочем, латвийские отступники, видимо, даже не прочитали сообщение Королевской комиссии и руководствуются только пересказами журналистов или известиями, опубликованными в интернет-сайтах, враждебно настроенных к Свидетелям Иеговы. Если бы они прочитали это объемное сообщение, они бы обнаружили, что используемая в нем методология – хотя мы и считаем ее ошибочной — была применена к религии в целом, а не только к Свидетелям Иеговы. Если принять выводы Королевской комиссии, то получается, что у Свидетелей Иеговы были некоторые проблемы в плане сексуального насилия, о котором не сообщалось властям, но не в большей, а на самом деле в меньшей степени, чем у римско-католической церкви и других основных христианских направлений. Вряд ли Прокуратура Латвийской Республики собирается добиваться прекращения деятельности Католической церкви в Латвии, однако сообщения из всего мира указывают на то, что в этой церкви проблема сексуального насилия, о котором не сообщалось властям, посерьезнее, чем у Свидетелей Иеговы.
Еще один типичный прием, который преднамеренно используется для искажения картины, — обсуждение событий, произошедших десятилетия назад, как будто бы они произошли сейчас. За это время во многих странах не только изменились законы, которые ныне обязывают сообщать о сексуальном насилии, но и выросло понимание этой проблемы как в обществе в целом, так и в религиозных организациях. По мере того, как общество и религиозные общины, к счастью, постепенно все лучше и лучше осознавали трагедию сексуального насилия, развивалось законодательство и религиозные организации совершенствовали свои процедуры по выявлению таких преступлений и защите пострадавших. Свидетели Иеговы, также как Католическая церковь и другие религии, постоянно улучшали внутренние предписания, как предотвращать сексуальное насилие и как действовать, если такое насилие было совершено. Хотя никакими мерами, к сожалению, нельзя искоренить все случаи, в борьбе с сексуальным насилием Свидетели Иеговы добились не меньших успехов, чем другие религии.
Сексуальное насилие, особенно насилие над несовершеннолетними, — это страшная беда общества, но это не проблема, отличающая именно Свидетелей Иеговы. К сожалению, в рассказах латвийских отступников очень серьезная проблема всего общества сводится к предлогу, чтобы обрушиться на конкретную религиозную организацию, запрета которой они добиваются.
Именно так произошло в России — организация Свидетелей Иеговы там ликвидирована и ее члены подвергаются арестам и пыткам. Хочется надеяться, что демократические страны, такие как Латвия, которая десятилетиями испытала советские репрессии и подавление свободы религии, найдут себе более достойные примеры для подражания. В конце концов, Латвия подписала заявление, в котором отмечается, что Свидетели Иеговы «ложно называются “экстремистами”», и обещается «отстаивать право Свидетелей Иеговы исповедовать свою религию и свои верования (…) без страха, притеснения, дискриминации и преследования». Можно ли попросить кого-нибудь в Латвии, чтобы он разъяснил международной общественности, почему Прокуратура страны решила поверить российской пропаганде и двум сенсационным статьям в СМИ, а не заявлениям, подписанным их собственным правительством?

Massimo Introvigne (born June 14, 1955 in Rome) is an Italian sociologist of religions. He is the founder and managing director of the Center for Studies on New Religions (CESNUR), an international network of scholars who study new religious movements. Introvigne is the author of some 70 books and more than 100 articles in the field of sociology of religion. He was the main author of the Enciclopedia delle religioni in Italia (Encyclopedia of Religions in Italy). He is a member of the editorial board for the Interdisciplinary Journal of Research on Religion and of the executive board of University of California Press’ Nova Religio. From January 5 to December 31, 2011, he has served as the “Representative on combating racism, xenophobia and discrimination, with a special focus on discrimination against Christians and members of other religions” of the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE). From 2012 to 2015 he served as chairperson of the Observatory of Religious Liberty, instituted by the Italian Ministry of Foreign Affairs in order to monitor problems of religious liberty on a worldwide scale.


